Полезные статьи

Европротоколы: что это такое?

Европротоколы: что это такое?

В 60-е годы прошлого столетия на европейских дорогах начало появляться все больше и больше автомобилей. Рост дорожного трафика привел к тому, что участились ДТП, которые полиция была просто не в состоянии оформить своевременно. Именно тогда возникла идея о предоставлении возможности оформления дорожно-транспортных происшествий без участия дорожной полиции.

Первой страной, где открыто заговорили о проблеме с оформлением аварий, стала Франция. Узкие улочки французских городов были совершенно неподходящими для такого плотного автомобильного движения. Из-за этого большое распространение получили ДТП при парковке машин. Министерство МВД больше не могло справляться с таким потоком проблем, поэтому предложило оптимальный выход из ситуации, который устроил и полицию, и страховые компании. В 1972 году французские водители получили право самостоятельно оформлять мелкие аварии, не отвлекая полицейских от более важных дел.

После принятия закона все правила и нюансы составления европротоколов еще не раз изменялись. После французов подобную практику переняли в Бельгии, а спустя несколько десятилетий самостоятельное оформление ДТП стало обычным явлением почти всех европейских государствах.

Стоит отметить, что на сегодняшний день страны Евросоюза не имеют единой законодательной базы, касающейся европротоколов. Каждая страна устанавливает собственные суммы страхового возмещения и правила. Единственное, что общего имеют все европротоколы, –  это одинаковая лицевая часть бланков. Различия имеются только в языке оформления. Всеми вопросами в области европротоколов занимается специальный Европейский комитет страхования.

А как у нас?

 

В Беларусь практика составления европротоколов пришла относительно недавно, только в 2010 году. В первое время программа была распространена не очень широко, поэтому максимальная сумма страховых выплат равнялась 200 евро. После того, как выяснилось, что подобное оформление «прижилось» в стране, лимит увеличили до 400 евро.

Нововведение было действительно полезным, так как сотрудники ДПС немного разгрузились и смогли более качественно работать с другими ДТП. По официальным данным, европротоколом оформляется до 30%  всех аварий. Тем не менее, эта цифра может быть далека от реальности по нескольким причинам.

Причины, по которым европротоколы непопулярны в Беларуси

Существует, по крайней мере, два основных фактора, которые мешают распространиться среди автовладельцев такой, казалось бы, полезной практике. Первый – это сами водители. Хотя большинство владельцев транспортных средств знают о европротоколах, все же остается достаточно много людей, которые не в курсе. Возможно, им не рассказывали об этом в автошколе, они не интересуются автоновостями и не общаются с сотрудниками автоинспекции.

Те же, кто знает о таких протоколах, не всегда имели с ними дело и часто даже не знают, как выглядит официальный бланк. По этой причине они решают не заниматься самостоятельным заполнением бумаг, а по привычке вызвать ГАИ.

Определенная часть водителей просто пугается мелкого шрифта и не совсем понятных формулировок. Из-за этого они боятся заполнить что-то неправильно, что может лишить их законной компенсации. Некоторые автовладельцы даже не утруждают себя чтением правил заполнения, полагая, что для этого требуется юридическое образование. Также не стоит исключать и тот вариант, что неосведомленные водители боятся «подстав», поэтому не стремятся заполнять непонятные бланки.

В основном европротоколами пользуются люди из крупных городов, где водители получают больше информации о различных удобных новшествах и стараются использовать их в жизни.

Второй причиной можно назвать суммы страхования. Если в Европе лимиты достигают тысяч евро, то в Беларуси водители ограничены только 400 евро. Естественно, что это достаточно маленькая сумма, особенно если речь идет о скрытых повреждениях. Пострадавший может ошибиться с размером причиненного ущерба и понести убытки, которые не возместит страховая. Именно из-за таких неприятных последствий многие водители все же предпочитают вызывать ГАИ и составлять обычный протокол.

Но и здесь могут быть свои трудности. В случае, если гражданин ошибется в оценке на приличную сумму, он вполне может написать жалобу на сотрудника ДПС. Однако стоит учитывать, что инспектор не является профессиональным оценщиком, поэтому его мнение может быть довольно субъективным. Из-за постоянных жалоб и разбирательств ДПСники все чаще штрафуют водителей за ДТП.

МВД республики инициирует увеличение лимита по выплатам до 1000 евро. Это хороший выход из ситуации, так как в этом случае водители уже не будут так сильно переживать о том, что ошибутся в оценке нанесенного ущерба. Благодаря этому увеличилось бы количество граждан, который будут пользоваться европротоколами. Прежде всего, это были бы те же водители из больших городов, которые активно поддерживают полезные нововведения.

А что думают страховые компании по поводу европротоколов? Часто страховые агенты относятся настороженно к таким протоколам, так как вполне возможны случаи мошенничества. Водитель может сам помять машину о столб или договориться с другом об оформлении ДТП, а деньги поделить поровну. Страховые компании не меценаты, поэтому крайне неохотно расстаются с деньгами. Чтобы раскрыть факт мошенничества, необходимо содержать штат детективов и организовывать аналитические центры, что требует много средств. Именно поэтому водители, оформившие европротокол, часто имеют проблемы с получением компенсации. Естественно, что такое отношение не добавляет популярности самостоятельному оформлению протоколов.

Особенности оформления европротокола

 

Помимо вышеперечисленных трудностей, также возникают трудности с непосредственным проведением процедуры заполнения бланка. ДТП случаются не только в местах, где мало машин. Гораздо чаще аварии происходят на довольно оживленных дорогах с плотным трафиком. В момент оформления протокола возникает вопрос: нужно ли перемещаться на обочину или необходимо оставаться на месте?

С формальной точки зрения, на обочину можно отъехать сразу после столкновения. Это не повлияет на законность европротокола, так как ответственность наступит только по заявлению потерпевшего. Главное помнить несколько нюансов, несоблюдение которых может аннулировать ваш протокол. Водителю необходимо убедиться, что все участники ДТП имеют водительские права, не пьяны и не имеют травм. Кроме того, нужно нарисовать схему расположения машин и провести оценку ущерба. Если на этом возникнут какие-либо проблемы, лучше вызвать ГАИ.

Если подобные проблемы возникнут уже после того, как вы переместились на обочину, ситуация станет намного хуже. Европротокол уже не будет иметь юридической силы, а приехавшие инспекторы дадут штраф за оставление места ДТП. В этом случае вас не спасет даже то, что вы думали об удобстве других водителей, будь это даже на оживленной трассе.

В случае, если все в порядке, процесс непосредственного заполнения европротокола займет около 5 минут. Для большего удобства и безопасности движения все участники аварии уже смогут переехать на обочину.

Европротоколы – полезная практика, которая сможет существенно упростить жизнь и водителям, и автоинспекции. Однако чтобы данная процедура была популярной и не вызывала проблем с получением компенсаций, ГАИ должно проводить комплексную работу с автовладельцами и страховыми компаниями.