Полезные статьи

Автомобильная оптика: от горелки до лазера

Автомобильная оптика: от горелки до лазера

Безопасность на дорогах – важнейший фактор развития автомобилей. Особенно это касается передвижения в темное время суток. Передовики автомобилестроения задумывались об этом еще в начале XX века. А фары в те времена зажигали в буквальном смысле этого слова.

Первые фары были сконструированы в 1909 году, на основе ацетиленовых горелок. Возле подножек автомобиля устанавливались ацетиленовые генераторы, которые перед поездкой заправлялись карбидом. После открытия краника на генераторе, на карбид начинала капать вода, и в результате химической реакции выделялся ацетилен. Непосредственно под стеклом фары находилась керамическая горелка, которая постепенно разгораясь, становилась вполне приемлемым источником света.

Недостатков у таких фар было предостаточно. Карбид быстро выгорал, и каждые четыре часа их необходимо было снова заправлять, а также очищать от копоти и гари сами фары.

Уже в 1912 году в лампах накаливания стали использоваться вольфрамовые нити, что привело к развитию нового вида автомобильной оптики. Однако такие фары были слишком яркими для встречных автомобилей, и поэтому требовали доработки. Некоторые производители разрабатывали различные системы штор и заслонок, другие предложили использовать две нити накаливания вместо одной, для ближнего и дальнего света соответственно. А в 1955 году вообще перешли на ассиметричное освещение, когда лампа со стороны водителя светила на порядок слабее, чем со стороны пассажира.

И только ближе к 60-м годам XX века, в массовое производство потупили галогенные лампы, которые и на сегодняшний день весьма популярны. Наряду с галогенными, также используются и газоразрядные и светодиодные фары.

Галогенная лампа представляет собой герметичную колбу со специфической газовой смесью, которая препятствует испарению вольфрама. Именно поэтому такие лампы более экономичны и долговечны. Газоразрядные лампы или «ксеноновые», в отличие от галогенной не имеют внутри нити накаливания. Вместо нее источником света является электрическая дуга между двумя электродами. За счет этого газоразрядные лампы дают света в разы больше галогенных.

В отличие от галогенных и газоразрядных фар, в основе светодиодов – полупроводник, вырабатывающий свет при подключении к источнику питания. Вместе с неограниченным сроком службы, а также низкими энергетическими запасами, светодиодные фары срабатывают быстрее и отличаются небольшими размерами.

Многие делали большие ставки на развитие лазера и его потенциал, особенно в сфере автомобилестроения. Однако пока что фары с использованием лазера не особо впечатляют. Дальностью они обладают практически такой же как и светодиодные, однако стоят на порядок дороже. Поэтому зачастую используются в совокупности со светодиодами при создании, так называемой, «умной оптики». На сегодняшний день такими системами оснащены Mercedes-BenzCLS, AudiMatrixLED и NissanLeaf.

Однако по-прежнему стоимость таких систем слишком высока для массового производства. Поэтому галогенные и газоразрядные фары еще долгое время будут удерживать лидирующие позиции в автомобильной оптике.